Пятница, 05 Май 2017 07:48

Порт сражался!

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

В сквере перед административным зданием Туапсинского морского порта стоит памятник морякам, погибшим при бомбежке города. Десятка таких монументов не хватит, чтобы разместить фамилии всех павших здесь краснофлотцев и портовиков. История хранит еще много тайн. И одну из них вернул из небытия туапсинский поисковик Алексей Александрович Кривопустов

туапсе1— Собственно, на эту забытую страницу войны я вышел случайно, — рассказывает он. — Вел поиск в документах 5-й воздушной армии по совершенно иному эпизоду. Просматривая потери, обратил внимание на погибшего человека без воинского звания — Стукалова Федора Тихоновича. Был он немолод, 1896 года рождения. Начальник 8-го отдела продовольствия. И погиб на пароходе «Ульянов» при бомбежке в Туапсе 22 февраля.
Один? Опытному поисковику это показалось странным. И он начал собственное расследование. Напомним, что после оставления Новороссийска город Туапсе стал единственной прифронтовой морской базой на Черноморском побережье Кавказа. Работать приходилось и днем, и ночью: у причалов разгружалось по 5 сухогрузов, танкеров и боевых кораблей. Железнодорожные пути были заполнены составами вагонов.
— Немногим городам выпало на долю столь суровое испытание — встать щитом перед полчищами недругов, рвущихся к морю, — говорит историк, летописец Туапсинского порта, ветеран порта Герман Николаевич Салов. — И в этом прифронтовом городе работа порта, прерываемая только бомбежками, стала настоящим примером героизма. Без страха и усталости трудились грузчики, которых перевели на казарменное положение. Моряки портового флота проявляли настоящий героизм, доставляя боеприпасы, продовольствие, медикаменты в Крым. В цехах, участках, в механической мастерской круглосуточно шла работа. Порт сражался!
…Как выяснилось при изучении самого документа, в карточку Стукалова закралась ошибка. Он погиб 23 февраля. Это тем более интересно, что доселе точная дата гибели «Ульянова» в порту была неизвестна. Историки и краеведы указывали и август 1942, и январь 1943 года.
Алексей Кривопустов решил идти не от человека, а от судна. В документах Морского Регистра он нашел запись: «АЛЕКСАНДР УЛЬЯНОВ. Грузовой теплоход. Заложен в 1933 г., достроен в 1940 г. на Мариупольском СРЗ, вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Потоплен 23.02.1943 г. в порту Туапсе германской авиабомбой и 17.04.1943 г. исключен из списков».
Как мы ни искали фото судна, найти его не удалось. Лишь в журнале «Техника молодежи» за 1977 год увидели рисунок практически полного, односерийного аналога под названием «Чапаев». И «пароход» из записи о месте гибели Стукалова стал вполне реальным теплоходом. Капитаном его был Петр Иванович Степанов. Он прошел всю войну на транспортном флоте, стал начальником Дальневосточного порта Ванино. Любопытно, что пароход «Василий Чапаев», которым он командовал до «Ульянова», был торпедирован 23 марта 1942 года и пошел ко дну в районе Севастополя. Затем Степанов возглавил экипаж «Ульянова», затонувшего от бомбардировки вражеской авиацией 23 февраля 1943 года в районе Туапсе. И опять команда судна была частично спасена.
«Неужели при попадании бомбы погиб единственный человек, еще и не член команды?» — задался вопросом Алексей. И начал поиски. Для начала — в литературе. Книга «Катастрофы в Черном море»:
«…наши конвои постоянно находились под ударами авиации противника. От авиации погибли пароход «Азов», пароход «А. Ульянов», на нем погибло 52 человека». Далее — журнал «Морской флот»: «Дата и место гибели — 23.02.43 г., порт Туапсе. Стоял в порту Туапсе под выгрузкой боеприпасов. Затонул от попадания авиабомбы. Погибло 52 чел. — члены экипажа и портовые рабочие».
Ну а дальше настал черед проверки по спискам безвозвратных потерь Черноморского флота. Там указано среди погибших восемь человек команды «Александра Ульянова», в том числе и Федор Стукалов, чья фамилия так заинтересовала поисковика.
— Хоть судно было причислено к торговому флоту, моряки на нем являлись военнообязанными. Краснофлотцами. И, соответственно, попали в списки безвозвратных потерь, — говорит Алексей Кривопустов. — Я не мог подтвердить или опровергнуть цифру в 52 человека погибших. Теплоход стоял под разгрузкой, вполне возможно, на нем и рядом находились портовые рабочие, гражданские служащие, имен которых мы уже не узнаем. Проведя поиск по иным документам, наиболее точную информацию я нашел в журнале боевых действий за 23 февраля 1943 года Черноморской группы войск.
«В ночь на 23.02, — сказано там, — авиация противника бомбила порт Туапсе, в результате был поврежден пароход «Ульянов». Убито 25 человек, ранено 29».
Несколько смущает другой факт, указанный в источниках, — то, что бомба, сброшенная с немецкого самолета, попала в трюм, где были боеприпасы. Может, это ошибка? Теплоход «Ульянов» в основном совершал рейсы из Турции, грузился мылом, маслинами, орехами, шерстью, кожей. Боеприпасы нам не поставлялись. Кроме того, с 1943 года Турция согласилась позволить провозить через свою территорию в СССР союзные поставки некоторых «невоенных материалов», в первую очередь, медикаментов.
На этой линии работали теплоходы и пароходы «Ульянов», «Пестель» и «Анатолий Серов». Хотя эта коммуникация и короткая, тем не менее рейсы являлись весьма рискованными. Приходилось учитывать выжидательную позицию Турции. Поэтому суда были практически без вооружения и неохраняемые, часто становились добычей подводных лодок. Так что представляется невероятным, чтобы «Ульянов» вез из Турции авиабомбы и боеприпасы. Конечно, он мог зайти и в другой советский порт на дозагрузку. Или мог быть рейс не из Турции?.. Но на этот вопрос нам уже никто не ответит. Судя по разрушениям и по тому, что уже в апреле судно было списано, можно предположить, что характер разрушений оказался велик. А значит,
боеприпасы действительно были.
— Как бы то ни было, немецкое командование именно в праздник 23 февраля нанесло авиаудар по моему родному городу, — подводит итог Алексей Кривопустов. — Но перелом в Туапсинской обороне уже произошел, 18-я и 56-я армии гнали врага.
…А порт начал восстанавливаться, ремонтировать причалы. И продолжал работать. В январе 1943 года портовики за ударный труд получили денежную премию — 30000 рублей за то, что заняли второе место в соцсоревновании среди всех портов страны. Деньги было решено полностью перевести на восстановление предприятия.

Михаил ЗЫКОВ. Фото автора и предоставлено АО «ТМТП»

Прочитано 98 раз Последнее изменение Вторник, 23 Май 2017 06:40

Оставьте ваше сообщение